Cайт аула Егерухай - Черкесская каллиграфия

Черкесская каллиграфия

 

Даур Р. И.

ЧЕРКЕССКАЯ КАЛЛИГРАФИЯ

Мифоэпические алфавиты (абхазо-адыгская языковая семья).

В этой книге представлены мифо-эпические алфавиты, разработанные на графической основе древней письменности далеких предков народов Западного Кавказа (историческойЧеркесии, Абхазии (Абазии), Убыхии и родовых знаков (тамг) адыгов, абазин, абхазов и убыхов.

Эти алфавиты должны дать новый импульс в развитии эстетического изобразительного пространства абхазо-адыгских языков в виде каллиграфии и способствовать формированию навыков национального композиционного мышления.

Предлагаемые алфавиты могли бы служить языку национальной мифологии, нартского эпоса, легенд, преданий, сказок и всей традиционной культуре коренных народов Западного Кавказа — черкесов (адыгов), абазин, абхазов и убыхов.

© Даур Р. И., 2011; текст, составление, художественное оформление, фото

© Даур И. Ю., 2011; иллюстрации (графика)


ТХЫГЪЭХЪУМ

 

Тхыгъэхъум — покровитель мифо-эпических алфавитов в виде окатанной речной гальки с орнаментальной фигурой и тремя кремневыми оселками (от адыг. «тхыгъэ» —«письменность» и «хъум» — хранитель)


ВВЕДЕНИЕ

Даур Р. И.

 кинофотохудожник


Генеалогическое древо черкесской каллиграфии


♦ Пиктографическое письмо Махошкушха, дополненное древнейшим вариантом линейного письма, 9-8 тыс. до н.э. Западный Кавказ (историческая Черкесия, Абхазия (Абазия) и Убыхия).

♦ Ашуйское силлабо-пиктографическое письмо, 3 тыс. до н.э. по 4-5 вв. н.э., Западный Кавказ (историческая Черкесия, Абхазия (Абазия) и Убыхия).

♦ Хаттская (хеттская) иероглифика, Анатолия.

♦ Синдо-меотский вариант магического письма на кубанских глиняных плитках («таблетках»), 2 век до н.э. по 4 в. н.э. Северо-Западный Кавказ (историческая Черкесия).

♦ Черкесская (адыгская) знаковая система. 

♦ Фамильные тауры-тамги абхазо-адыгов.

♦ Мифо-эпические алфавиты абхазо-адыгской языковой семьи (современные авторские алфавиты на основе древней письменности и знаковой системы абхазо-адыгов).


Работа над мифо-эпическими алфавитами была начата в 1983 году и один из вариантов этого алфавита был опубликован в 1990 году в газете «Гъуазэ»1. В последующие годы для более удобного использования алфавитов в письменном виде, некоторые знаки были заменены.

Многие народы в мире, наряду со своей традиционной письменностью, пользуются, к примеру, латинской графикой, как наиболее распространенной. В древности тоже есть примеры использования двух алфавитов, к примеру, священные тексты писались одним письмом, а хозяйственные и прочие записи другим.

Предлагаемые нартские мифо-эпические алфавиты созданные на исконно абхазо-адыгской графической основе могли бы служить языку национальной мифологии, нартского эпоса, легенд, преданий, сказок и всей традиционной культуре коренных народов Западного Кавказа (исторической Черкесии, Абхазии (Абазии) и Убыхии).

Диалектную основу нартского эпоса необходимо сохранить как первоисточник национальной культуры и мифо-эпические алфавиты, базирующиеся на основе родовых знаков, графическая основа которых восходит к древним формам письма далеких предков абхазо-адыгов, предлагаются для осуществления этих задач.

Археологический материал позволяет проследить, как эта знаковая система сопровождала адыгов, абазин, абхазов и убыхов на всех этапах формирования их этноса. Тауры (тамги) считались священными. Они функционировали как знак собственности, герб, производственное клеймо, печать и подпись. Тауры писались, их вышивали, вырезали на дереве, изображали на циновках, металле, керамике, гравировали, высекали в камне. Основа западнокавказской орнаментики тамгообразна, и нам кажется естественным перерастание этих функций в основу нартских мифо-эпических алфавитов. Есть веские основания считать мифо-эпические алфавиты не каким-то абсолютно новым явлением в традиционной культуре западно-кавказских народов, но новым вариантом письменности, знаковая система которой прослеживается на археологическом и этнографическом материале с 9 тысячелетия до н.э. и не утрачена и в наше время. Просто на различных исторических этапах эта знаковая система имела различный культурный контекст и функционировала как магические знаки, родовые знаки, орнаментика, пиктографическая и силлабическая письменность.

По-видимому, письменность у далеких предков абхазо-адыгов функционировала на уровне жрецов и как минимум несколько раз возрождалась. По крайней мере пиктографические знаки на галечных камнях  Махошкушха3, открытые адыгейским археологом П. У. Аутлевым4 в 1983 году в нескольких километрах от столицы Адыгеи Майкопа, датируемые 9 тыс. до н.э., знаки письменности на Майкопской плите датируемые XIII-XII вв. до н.э., аквинская (сухумская) строительная надпись 2 в. до н.э. и родовые знаки (тауры-тамги) адыгов, абазин, абхазов и убыхов не забытые и в наше время, имеют явно единую графическую основу. 

П.У. Аутлев замечает по поводу ограниченности функции письма в древнем и средневековом обществе: «Разумеется, письменность Махошкушха не являлась общеродовой или общеплеменной понятной массам. Она, видимо, была вызвана к жизни потребностями „священнослужителей" — жрецов, шаманов, знахарей и была доступна только узкому кругу посвященных. Одним словом она носила не „светский", а сакральный характер». Такой же характер носило письмо средневековых черкесов.

Мифо-эпические алфавиты, сохраняя преемственность этого характера по отношению ко всем предшествовавшим древним вариантам письма далеких предков абхазо-адыгов, являются также сакральными алфавитами.

Кроме Кавказа эта графическая основа представлена в культурах доиндоевропейских средиземноморских народов генетическое родство которых с прасеверокавказскими народами убедительно сформулировано многими видными учеными-лингвистами, этнографами и археологами. К этим народам относятся современные баски, сарды, корсиканцы и древние народы Малой Азии (Анатолии), Северного и Восточного Средиземноморья и циркум-понтийской зоны бронзового века (хатты, хурриты, тиррены, лигуры, этруски).

Мифо-эпические алфавиты — это не дешифрированная письменность далеких предков абхазо-адыгов, а современный авторский вариант алфавитов, составленный на материале всей знаковой системы хаттов и абхазо-адыгов. В процессе двадцатипятилетней работы над этими алфавитами в последние годы буквально проросла эстетическая составляющая этой графической системы, которая дает возможность в будущем создать школу черкесской каллиграфии. В проекте Этнического киногородка «Черкесский сад» такая школа запланирована и является важным звеном подготовки кинофотохудожников национального авторского кинематографа. 

Языки абхазо-адыгской языковой семьи насчитывают около сто сорока фонем и использование знаков письма кириллицы и латиницы могут в какой-то степени решить проблемы литературных языков, но отобразить фонетическое разнообразие западно-кавказских диалектов, на которых зафиксированы священные тексты нартского эпоса и многие фольклорные материалы, они не в состоянии. Точнее не в состоянии добиться того, чтобы каждой фонеме соответствовала одна графема, не отягченная сложными диакритическими знаками и такими методами, при которых пишется «Б», а читается «А». Подобные случаи нередки в мировой практике, но это связано с консервативностью многовековых письменных традиций и следовать системе «не верь глазам своим» при создании новых алфавитов, тем более сакральных, нет никакой надобности.

В предлагаемых нартских мифо-эпических алфавитах подобные недоразумения исключены, так как эти алфавиты предназначены для сохранения адыгского, абазинского, абхазского и возрождения убыхского языка в контексте традиционной духовной ориентации этих народов. Кроме всего вышеперечисленного, все эти народы имеют генетическую предрасположенность к восприятию письменности на основе фамильных тауров (тамг), восходящих к знакам древней письменности народов Западного Кавказа (историческойЧеркесии, Абхазии (Абазии) и Убыхии). Эта алфавитная система может дать новый импульс в развитии эстетического изобразительного пространства родных языков в виде каллиграфии, и, надеюсь, займет достойное место в искусстве абхазо-адыгских народов.

Итак, подведем итоги:

♦ Знаки письма исконного происхождения, бытующие с древнейших времен до наших дней в материальной культуре коренных народов Западного Кавказа (исторической Черкесии, Абхазии (Абазии) и Убыхии), проще усваиваются с помощью наследственной бессознательной памяти.

♦ Графической основой мифо-эпических алфавитов являются родовые знаки (тамги), которыми представлены этносы и субэтносы абхазо-адыгской языковой семьи.

♦ Каждой фонеме соответствует одна графема.

♦ Все одинаковые фонемы адыгского, абазинского, абхазского, убыхского языка и их диалектов имеют одинаковую графему.



История
ФК "ЕГЕРУХАЙ"
Интересное
Тамыгъэхэр
Разделы
Архив новостей
Прогноз погоды
Егерухай 
Наши друзья

Джэгуак1уэ
Черкесы (адыги) - история и генеалогия

ELOT.RU
Черкесский сайт - для черкесов, о черкесах

МО Егерухай
Сайт администрации МО аул Егерухай

Форма входа
Облако тегов
футбол адыгея адыгские адыгэ адыгская 21 мая 1864 года бричев брыцу кошехабль Иналов Аскербий Брафтов Анцокъо Был 2012 года блечепсин 8 Марта абасова айтекова Егерухай Еджэркъуай адыгэ спорт
Статистика
Поиск по сайту
Корзина
Ваша корзина пуста