Черкесская каллиграфия
Даур Р. И. ЧЕРКЕССКАЯ КАЛЛИГРАФИЯ Мифоэпические алфавиты (абхазо-адыгская языковая семья). В этой книге представлены мифо-эпические алфавиты, разработанные на графической основе древней письменности далеких предков народов Западного Кавказа (историческойЧеркесии, Абхазии (Абазии), Убыхии и родовых знаков (тамг) адыгов, абазин, абхазов и убыхов. Эти алфавиты должны дать новый импульс в развитии эстетического изобразительного пространства абхазо-адыгских языков в виде каллиграфии и способствовать формированию навыков национального композиционного мышления. Предлагаемые алфавиты могли бы служить языку национальной мифологии, нартского эпоса, легенд, преданий, сказок и всей традиционной культуре коренных народов Западного Кавказа — черкесов (адыгов), абазин, абхазов и убыхов. © Даур Р. И., 2011; текст, составление, художественное оформление, фото © Даур И. Ю., 2011; иллюстрации (графика) ТХЫГЪЭХЪУМ
Тхыгъэхъум — покровитель мифо-эпических алфавитов в виде окатанной речной гальки с орнаментальной фигурой и тремя кремневыми оселками (от адыг. «тхыгъэ» —«письменность» и «хъум» — хранитель) ВВЕДЕНИЕ Даур Р. И. кинофотохудожник Генеалогическое древо черкесской каллиграфии ♦ Пиктографическое письмо Махошкушха, дополненное древнейшим вариантом линейного письма, 9-8 тыс. до н.э. Западный Кавказ (историческая Черкесия, Абхазия (Абазия) и Убыхия). ♦ Ашуйское силлабо-пиктографическое письмо, 3 тыс. до н.э. по 4-5 вв. н.э., Западный Кавказ (историческая Черкесия, Абхазия (Абазия) и Убыхия). ♦ Хаттская (хеттская) иероглифика, Анатолия. ♦ Синдо-меотский вариант магического письма на кубанских глиняных плитках («таблетках»), 2 век до н.э. по 4 в. н.э. Северо-Западный Кавказ (историческая Черкесия). ♦ Черкесская (адыгская) знаковая система. ♦ Фамильные тауры-тамги абхазо-адыгов. ♦ Мифо-эпические алфавиты абхазо-адыгской языковой семьи (современные авторские алфавиты на основе древней письменности и знаковой системы абхазо-адыгов). Работа над мифо-эпическими алфавитами была начата в 1983 году и один из вариантов этого алфавита был опубликован в 1990 году в газете «Гъуазэ»1. В последующие годы для более удобного использования алфавитов в письменном виде, некоторые знаки были заменены2 . Многие народы в мире, наряду со своей традиционной письменностью, пользуются, к примеру, латинской графикой, как наиболее распространенной. В древности тоже есть примеры использования двух алфавитов, к примеру, священные тексты писались одним письмом, а хозяйственные и прочие записи другим. Предлагаемые нартские мифо-эпические алфавиты созданные на исконно абхазо-адыгской графической основе могли бы служить языку национальной мифологии, нартского эпоса, легенд, преданий, сказок и всей традиционной культуре коренных народов Западного Кавказа (исторической Черкесии, Абхазии (Абазии) и Убыхии). Диалектную основу нартского эпоса необходимо сохранить как первоисточник национальной культуры и мифо-эпические алфавиты, базирующиеся на основе родовых знаков, графическая основа которых восходит к древним формам письма далеких предков абхазо-адыгов, предлагаются для осуществления этих задач. Археологический материал позволяет проследить, как эта знаковая система сопровождала адыгов, абазин, абхазов и убыхов на всех этапах формирования их этноса. Тауры (тамги) считались священными. Они функционировали как знак собственности, герб, производственное клеймо, печать и подпись. Тауры писались, их вышивали, вырезали на дереве, изображали на циновках, металле, керамике, гравировали, высекали в камне. Основа западнокавказской орнаментики тамгообразна, и нам кажется естественным перерастание этих функций в основу нартских мифо-эпических алфавитов. Есть веские основания считать мифо-эпические алфавиты не каким-то абсолютно новым явлением в традиционной культуре западно-кавказских народов, но новым вариантом письменности, знаковая система которой прослеживается на археологическом и этнографическом материале с 9 тысячелетия до н.э. и не утрачена и в наше время. Просто на различных исторических этапах эта знаковая система имела различный культурный контекст и функционировала как магические знаки, родовые знаки, орнаментика, пиктографическая и силлабическая письменность. По-видимому, письменность у далеких предков абхазо-адыгов функционировала на уровне жрецов и как минимум несколько раз возрождалась. По крайней мере пиктографические знаки на галечных камнях Махошкушха3, открытые адыгейским археологом П. У. Аутлевым4 в 1983 году в нескольких километрах от столицы Адыгеи Майкопа, датируемые 9 тыс. до н.э., знаки письменности на Майкопской плите датируемые XIII-XII вв. до н.э., аквинская (сухумская) строительная надпись 2 в. до н.э. и родовые знаки (тауры-тамги) адыгов, абазин, абхазов и убыхов не забытые и в наше время, имеют явно единую графическую основу. П.У. Аутлев замечает по поводу ограниченности функции письма в древнем и средневековом обществе: «Разумеется, письменность Махошкушха не являлась общеродовой или общеплеменной понятной массам. Она, видимо, была вызвана к жизни потребностями „священнослужителей" — жрецов, шаманов, знахарей и была доступна только узкому кругу посвященных. Одним словом она носила не „светский", а сакральный характер». Такой же характер носило письмо средневековых черкесов. Мифо-эпические алфавиты, сохраняя преемственность этого характера по отношению ко всем предшествовавшим древним вариантам письма далеких предков абхазо-адыгов, являются также сакральными алфавитами. Кроме Кавказа эта графическая основа представлена в культурах доиндоевропейских средиземноморских народов генетическое родство которых с прасеверокавказскими народами убедительно сформулировано многими видными учеными-лингвистами, этнографами и археологами. К этим народам относятся современные баски, сарды, корсиканцы и древние народы Малой Азии (Анатолии), Северного и Восточного Средиземноморья и циркум-понтийской зоны бронзового века (хатты, хурриты, тиррены, лигуры, этруски). Мифо-эпические алфавиты — это не дешифрированная письменность далеких предков абхазо-адыгов, а современный авторский вариант алфавитов, составленный на материале всей знаковой системы хаттов и абхазо-адыгов. В процессе двадцатипятилетней работы над этими алфавитами в последние годы буквально проросла эстетическая составляющая этой графической системы, которая дает возможность в будущем создать школу черкесской каллиграфии. В проекте Этнического киногородка «Черкесский сад» такая школа запланирована и является важным звеном подготовки кинофотохудожников национального авторского кинематографа. Языки абхазо-адыгской языковой семьи насчитывают около сто сорока фонем и использование знаков письма кириллицы и латиницы могут в какой-то степени решить проблемы литературных языков, но отобразить фонетическое разнообразие западно-кавказских диалектов, на которых зафиксированы священные тексты нартского эпоса и многие фольклорные материалы, они не в состоянии. Точнее не в состоянии добиться того, чтобы каждой фонеме соответствовала одна графема, не отягченная сложными диакритическими знаками и такими методами, при которых пишется «Б», а читается «А». Подобные случаи нередки в мировой практике, но это связано с консервативностью многовековых письменных традиций и следовать системе «не верь глазам своим» при создании новых алфавитов, тем более сакральных, нет никакой надобности. В предлагаемых нартских мифо-эпических алфавитах подобные недоразумения исключены, так как эти алфавиты предназначены для сохранения адыгского, абазинского, абхазского и возрождения убыхского языка в контексте традиционной духовной ориентации этих народов. Кроме всего вышеперечисленного, все эти народы имеют генетическую предрасположенность к восприятию письменности на основе фамильных тауров (тамг), восходящих к знакам древней письменности народов Западного Кавказа (историческойЧеркесии, Абхазии (Абазии) и Убыхии). Эта алфавитная система может дать новый импульс в развитии эстетического изобразительного пространства родных языков в виде каллиграфии, и, надеюсь, займет достойное место в искусстве абхазо-адыгских народов. Итак, подведем итоги: ♦ Знаки письма исконного происхождения, бытующие с древнейших времен до наших дней в материальной культуре коренных народов Западного Кавказа (исторической Черкесии, Абхазии (Абазии) и Убыхии), проще усваиваются с помощью наследственной бессознательной памяти. ♦ Графической основой мифо-эпических алфавитов являются родовые знаки (тамги), которыми представлены этносы и субэтносы абхазо-адыгской языковой семьи. ♦ Каждой фонеме соответствует одна графема. ♦ Все одинаковые фонемы адыгского, абазинского, абхазского, убыхского языка и их диалектов имеют одинаковую графему. ![]() |
|