Cайт аула Егерухай - 3.4. Нравственное внимание - ГУЛЪЫТЭ

3.4. Нравственное внимание - ГУЛЪЫТЭ


        В отличие от внимания в обычном смысле слова, нравственное внимание связано главным образом с характером личности и в гораздо меньшей степени с какими-либо физиологическими процессами и механизмами. Строго говоря, гулъытэ - особая форма любознательности или пытливости, способность выявить, распознать переживания или состояния человека и по-доброму, по-человечески отреагировать на них. К проявлениям нравственного внимания относятся расспросы о здоровье, поздравления с радостным событием, соболезнования, всякого рода предупредительные жесты, движения, действия, исполняемые в интересах партнера по общению. Во всех случаях это забота о других людях, приятное и лестное для них свидетельство их значимости в глазах окружающих.
        Хочу в этой связи подчеркнуть, что есть тонкое различие между процессами нравственного внимания и их проявлениями в действиях и поступках. В строго психологическом смысле гулъытэ - это нравственно мотивированное сосредоточение сознания на переживаниях другого человека с целью их выделения из суммы иных, обычно более сильных, раздражителей. Превращаясь в привычку, в постоянно действующий механизм контроля ситуации, такая установка манифестирует особое отношение к людям и в целом к жизни - не только внимательное, расчетливое, но и участливое. Отсюда, собственно, термин гулъытэ - букв.: "сердечный расчет или учет".
        По своему внутреннему содержанию это устойчивый этический интерес, получивший в психологии и психиатрии название позитивного внимания (Rogers 1959). Каждый человек нуждается в таком внимании со стороны окружающих; все хотят, чтобы их любили, принимали в расчет их чувства, желания, мечты. Категория "гулъытэ", стало быть, - выражение способности и необходимости удовлетворять потребность людей в нравственном внимании, создавать для других определенный психологический уют. Поэтому она предстает в виде одного из наиболее важных моральных качеств личности, и отсюда разного рода оценочные понятия: гулъытэ зиIэ - "внимательный", "чуткий", "душевный", гулытэшхуэ зыхэлъ - "внимательнейший", "сверхчуткий", гулъытэншэ - "лишенный внимательности, чуткости, холодный, черствый человек" и т. п.
        Отсутствие позитивного внимания к людям воспринимается как недостаток не только нравственной, но и умственной культуры - акъылыншагъэ. Когда хотят сказать, что отсутствие этического интереса является врожденным пороком, используют слово гунэф - букв.: "слепое сердце". У человека со "слепым сердцем" нет чуткости, тонкости, проницательности.
        Из этого следует, что для нравственно ориентированного проникновения во внутренний мир человека требуется особого рода зоркость - "сердечная", или "душевная", подчиненная искреннему чувству любви, уважения, сострадания. Не зря говорят, что глаза смотрят и видят, но по-настоящему распознает и выделяет радость или печаль другого человека именно сердце или душа, ср.: Нэр маплъэ, гум елъагъу - букв.: "Глаз смотрит, сердце видит (распознает)"; Нэ нэфым уфIэкIынт, гунэфыращ Iейр - букв.: "Не так страшна слепота глаз, как слепота сердца". Адыгская этика рекомендует жить и общаться с людьми, принимая близко к сердцу чужую боль, беду, печаль, радость, проявляя не холодный, не праздный, а "теплый" интерес к людям. Совершенно необходимым считается готовность и умение поставить себя на место другого человека, особенно в случаях, когда он находится в трудном положении, нуждается в помощи и поддержке. В таких случаях говорят: Уи щхьэ елъыт - "Представь себя на его месте"; Ар зыIут IэнатIэр уи нэгу къыщIэгъыхьэ - "Представь себе положение, в котором он находится". Тем самым этика оказывает регулирующее влияние на содержание и распределение общего внимания личности.
        Заметим в данной связи, что общее внимание человека - это сплав внешнего внимания, объектом которого является окружающий мир, и внутреннего - сосредоточенного на собственном Я. Ценность категории "гулъытэ" в том, что она переключает сознание на внешний мир, на состояния других людей - общая необходимость внимания трансформируется в этический интерес. Это задает определенный тон и определенное, этически выверенное направление внешнего внимания, способствует формированию особого типа личности - чуткого, тонко чувствующего переживания людей.
История
ФК "ЕГЕРУХАЙ"
Интересное
Тамыгъэхэр
Разделы
Архив новостей
Прогноз погоды
Егерухай 
Наши друзья

Джэгуак1уэ
Черкесы (адыги) - история и генеалогия

ELOT.RU
Черкесский сайт - для черкесов, о черкесах

МО Егерухай
Сайт администрации МО аул Егерухай

Форма входа
Облако тегов
футбол адыгея адыгские адыгэ адыгская 21 мая 1864 года бричев брыцу кошехабль Иналов Аскербий Брафтов Анцокъо Был 2012 года блечепсин 8 Марта абасова айтекова Егерухай Еджэркъуай адыгэ спорт
Статистика
Поиск по сайту
Корзина
Ваша корзина пуста